СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования ………3
1.1.
Пояснительная записка…………………………………………………………………. 3
1.2.
Цели и задачи дополнительного образования………………………………………… 5
1.3.
Концептуальная основа дополнительного образования……………………………… 6
2.
Содержательный
радел
образовательной
программы
дополнительного
образования……………………………………………………………………………………... 8
2.1.
Содержание дополнительного образования…………………………………………... 8
2.2.
Условия реализации образовательной программы дополнительного образования..11
2.3.
Планируемые результаты освоения программы……………………………………... 12
3.
Организационный
раздел
образовательной
программы
дополнительного
образования…………………………......................................................................................... 14
3.1.
Учебный план МАОУ «СОШ № 6» по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2023-2024 учебный год…………………………………...14
3.2. Информация о дополнительном образовании на 2023-2024 учебный год………………16
3.3. Расписание работы кружков на 2023-2024 учебный год…………………………………17
3.4. Календарный учебный график МАОУ «СОШ № 6» для дополнительного образования
на 2023-2024 учебный год……………………………………………………………………...18
4. Материально – техническое обеспечение…………………………………………………..19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...20
2
1.
Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития
личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ «СОШ № 6» (далее Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
З. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N2 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N2 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018
№
298
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 9 ноября 2018 г. № 196;
3
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
10. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона №
273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческихспособностей детей,
удовлетворение
их
духовно-нравственном,
индивидуальных потребностей
физическом
в интеллектуальном,
совершенствовании,
формирование
культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей
детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями
к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса
становления
личности,
разностороннего
развития
личности
в
разнообразных
развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности
детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также
занятиях физической культурой и спортом;
4
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военно-
патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования, обучающихся Учреждения,
соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих
способностей
детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их
свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ, имеющих художественную, естественнонаучную, туристско-краеведческую,
физкультурно-спортивную, социально-гуманитарную и техническую направленность и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и
навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по
общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно - нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
5
- формирование
культуры
здорового
образа
жизни,
укрепление
здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих
принципах:
-природосообразности: все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо
найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть,
выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение
песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или
коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация
образования
с
учетом
реальных
возможностей
каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
6
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение культурного слоя Учреждения, формирование
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров,
ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная - передача педагогом ребенку максимального объема информации
(из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
- интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная
-
освоение
ребенком
новых
направлений
деятельности,
углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление
ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
- социализация - освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
- самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики:
признание
уникальности
и
самоценности
человека,
его
права
на
самореализацию, личностно- равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность
на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
7
2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного
образования
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное
художественную,
образование
обучающихся
естественно-научную,
Учреждения
реализуется
туристско-краеведческую,
через
физкультурно-
спортивную, социально-гуманитарную и техническую направленности.
Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе
достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости
и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
- развитие
эстетического
восприятия
произведений
музыкальной
культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Программы естественно-научной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике,
физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научноисследовательской деятельности обучающихся.
Естественно-научная направленность включает следующие группы программ:
учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда
дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география,
природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому
просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению
нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей
их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране
окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций).
8
Целью туристско – краеведческой направленности программы является обучение,
воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом,
обогащение и расширение знаний учащихся в области туризма и спорта. Создание условий
для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования
является
воспитание
и
привитие
навыков
физической
культуры
обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни. Работа с учащимися предполагает
решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Социально-гуманитарная направленность в системе дополнительного образования
ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов
своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена
коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социально - гуманитарного
направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит
проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей
культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт
проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
• достижениям мировой культуры, российским традициям;
• определенному уровню образования;
• направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
• современным образовательным технологиям, которые отражены:
-в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Целью технической направленности дополнительного образования является развитие
интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию,
9
учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению
практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования Учреждения:
• практические (упражнения, самостоятельные задания)
• наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
• демонстрационные (экскурсии, посещение
культурологических учреждений)
• дидактические (использование обучающих пособий)
• иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати)
• словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
• игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
• ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного
мозга)
• технологические
(использование
различных
педагогических
технологий
в
организации работы с детьми)
• репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей
функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
• Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном
фактическом материале)
• проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
• частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов)
• исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные Виды занятий:
• Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
• Конкурс
• Фестиваль
• Соревнование
• Экскурсия
• Концерт
• Выставка
• Викторина и т.д.
10
2.2.
Условия
реализации
образовательной
программы
дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического,
программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические
условия
направлены
на
развитие
системы
дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого
воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей
(законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть
особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи,
которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и
кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции
основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от
6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 – 45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября
и заканчивается 24 мая учебного года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы,
мастер-классы,
мастерские,
деловые
и
ролевые
игры,
тренинги,
выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие
виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием
программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей
(законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом
дополнительного образования.
11
В МАОУ «СОШ № 6» созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые
условия
–
направлены
на
профессиональный
рост
педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов
дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями,
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
Учреждения информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2) соблюдение
санитарно-гигиенических
норм,
требований
пожарной
и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты
Учреждения
оборудованы
интерактивными
досками,
экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности,
имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки,
изобразительного искусства, библиотека, актовый зал.
Кабинет
изобразительного
искусства
оснащен
необходимыми
материалами:
наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное оборудование.
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: пианино, компьютер с
выходом в сеть «Интернет».
Актовый зал: рубка с аппаратурой, сцена.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним
из
общеразвивающей
ключевых
элементов
программы
являются
дополнительной
планируемые
общеобразовательной
результаты
ее
освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно - деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые
он
сможет
продемонстрировать.
12
При
проектировании
и
реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на личностные, метапредметные,
предметные результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Метапредметные
результаты
означают
усвоенные
обучающимися
способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при
решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний,
которая формируется через усвоение учебного материала, и систему формируемых
действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их
применение и преобразование; могут включать теоретические знания по программе и
практические умения, предусмотренные программой.
Оценка
образовательных
результатов,
обучающихся
по
дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки
достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных
интересов в дополнительном образовании.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по дополнительным
общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ «СОШ № 6»
позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
- сохранить государственные гарантии доступности дополнительного образования
детей;
- совершенствовать
нормативно-правовую
дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
13
базу,
способствующую
развитию
- создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
- создать условия для поддержки
профессионального
развития
педагогических
видов
направленности
кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие
разных
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное
образование в
соответствии с социальным
заказом;
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании
детей;
- внедрять
интегрированные
программы
дополнительного
образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
3.1. Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением
отдельных
предметов»
городского
округа
Рефтинский
по
реализации
образовательной программы дополнительного образования на 2023-2024 учебный год
Федеральный закон
Российской
Федерации
от
29
декабря
2012
г.
N
273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» предопределяет необходимость и
обязательность
учебного
плана
в
качестве
нормативно-регулирующего
средства
деятельности всех типов и видов учреждений образования и предоставляет право
самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией,
содержанием образовательных программ.
Учебный план дополнительного образования Школы составляется с учетом
предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с правилами и нормативами
СанПиН 2.4.4.1251-03.
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для
14
раскрытия природных способностей ребёнка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности школьников.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя
следующие направленности:
1. Художественная направленность
2. Естественно-научная направленность
3. Туристско – краеведческая направленность
4. Физкультурно-спортивная направленность
5. Социально-гуманитарная направленность
6. Техническая направленность.
Учебный план ориентирован на шестидневную рабочую неделю и составлен с учётом
социального заказа детей и их родителей (законных представителей) на образовательные
услуги, а также с учётом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Расписание занятий – нормативный, управленческий документ, регулирующий
организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами:
уставом школы, учебным планом, образовательными программами педагогов. При
составлении расписания учитывается:
• загруженность кабинетов и учебных помещений;
• возраст учащихся;
• год занятий по программе. В расписании указываются:
• ФИО педагога;
• его нагрузка в неделю;
• учебный предмет;
• название учебной группы;
• время и продолжительность занятий;
• место проведения;
• возраст детей.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей отражает
время работы педагога с учащимися (академическое время учебных занятий). В спортивных
объединениях занятия могут быть спаренными и проводиться без перерыва. Расписание
занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того,
что занятия являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и
подростков.
15
Продолжительность учебного года в 1-х классах не менее 33, а во 2-11 классах не
менее 34 учебных недель.
Занятия организуются во вторую смену. Между началом занятий дополнительного
образования и последним уроком предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
3.2. Информация о дополнительном образовании
на 2023-2024 учебный год
Направление
работы
кружков
№
Художественное
1
2
3
4
Естественно научное
Туристско краеведческое
Физкультурно спортивное
Социальногуманитарное
Техническое
5
Название кружка
Вокальный ансамбль
Хор «Улыбка»
Танцевальный
кружок
«Танцевальный
калейдоскоп»
Школьный
театр
«Миниатюра»
Экологический
кружок
«Юный эколог»
Спортивный туризм
«Горизонт»
Колво
часов
в
недел
ю
2
2
2
Всего
Кол-во уч-ся
Дев.
Мал.
Колво
груп
п.
Ф.И.О
руководителя
10
28
15
10
12
15
0
16
0
1
1
1
Иванова О.Г.
Сальникова Т.А.
Томилова К.С.
3
16
10
6
1
Иванова О.Г.
2
14
6
8
1
Кирина Е.В.
6
12
18
16
8
6
10
10
1
2
7
Туристско - краеведческая
секция «Юный краевед»
3
6
19
17
8
9
11
8
1
1
8
9
Секция «Баскетбол»
«Шахматы»
4
2
16
14
5
6
11
8
1
1
Расцветаева В.Я.
Шиповалова
У.А.
Расцветаева В.Я.
Шиповалова
У.А.
Суханов А.А.
Томилова К.С.
10
Юный патриот
2
12
3
9
1
Суханов А.А.
11
Дружина юных пожарных
«Отважные»
2
14
6
8
1
Мулдашева
А.Ш.
12
2
18
5
13
1
Кирина Е.В.
13
Юные
инспектора
движения «Светофорик»
Школьное телевидение
2
14
14
0
1
14
«Лего-конструирование»
2
14
2
12
1
Корозникова
А.Л.
Линькова Е.А.
15
Робототехника
16
53
15
38
5
Линькова Е.А.
61
308
140
168
6
16
3.3. РАСПИСАНИЕ
работы кружков на 2023-2024 учебный год
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название кружка
Вокальный
ансамбль
Хор «Улыбка»
Ф.И.О.
педагога
Иванова О.Г.
Место
проведения
Акт. зал
Сальникова
Т.А.
Томилова
К.С.
Кабинет №
19
Кабинет №
38
1230 – 1315
Акт. зал
1500-1645
Танцевальный
кружок
«Танцевальный
калейдоскоп»
Школьный театр Иванова О.Г.
«Миниатюра»
Экологический
кружок
«Юный
эколог»
Спортивный
туризм «Горизонт»
Кирина Е.В.
Кабинет №
10
Расцветаева
В.Я.
Спорт. зал
Шиповалова
У.А.
Туристско
–
Расцветаев
краеведческая
а В.Я.
секция
«Юный
Шиповалов
краевед»
а У.А.
Секция
Суханов
«Баскетбол»
А.А.
9.
«Шахматы»
10.
Юный патриот
11.
Дружина
юных
пожарников
«Отважные»
Юные инспектора Кирина Е.В.
движения
«Светофорик»
Школьное
Корозникова
телевидение
А.Л.
«Лего
Линькова
конструирование»
Е.А.
Робототехника
Линькова
Е.А.
12.
13.
14.
15.
Томилова
К.С.
Суханов
А.А.
Мулдашева
А.Ш.
ПН
ВТ
1500 –
1545
Время проведения
СР
ЧТ
1400–
1445
15001545
13001345
13301415
1600-1645
1700-1745
1600-1645
1700-1745
1500-1630
1630-1800
1500-1630
1630-1800
1500-1545
Спорт. зал
1400– 1530
Кабинет №
38
Спорт. зал
1400-1445
Кабинет №
10
1500-1630
1630-1800
1200– 45
1200– 1330
1400-1445
1500-1545
1600-1645
1245-1330
1200-1245
1300-1345
1300-1345
ЦДИ
Кабинет №
13
Кабинет №
13
1400-1445
1500-1545
1400–
1530
16001645
17001745
16001645
17001745
Кабинет №
36
1600– 1700
1500– 1600
1250-1335
1340-1425
1225– 1310
1315– 1400
1405– 1450
1455– 1540
17
СБ
1300 –
1345
1400–
1445
Спорт. зал
ПТ
1500 – 1545
12501335
1340-1425
14301515
1520-1605
1250-1335
12501340-1425
1335
1430-1515 1340-1425
1520-1605
14301515
1520-1605
3.4. Календарный учебный график МАОУ «СОШ № 6»
для дополнительного образования
на 2023 – 2024 учебный год
1. Календарные периоды учебного года:
1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2023.
1.2. Продолжительность учебного года (учебных занятий) 34 или 35 учебные недели в
зависимости от направленности программы:
1 год обучения
2 года обучения
3 и более года
обучения
01.09.2023
01.09.2023
Начало учебного года
01.09.2023
Начало учебных
занятий
34
учебной
Окончание
недели
учебного
35
года
учебной
недели
01.09.2023
(12.09.2023)*
01.09.2023
01.09.2023
24.05.2024
24.05.2024
24.05.2024
02.06.2024
02.06.2024
02.06.2024
*01.09.2023 – 09.09.2023 – организационный период (набор обучающихся на 1-й год
обучения в объединена дополнительного образования).
2. Периоды образовательной деятельности:
2.1. Система организации учебного года – четвертная;
2.2 Продолжительность учебных занятий по четвертям:
Учебные
периоды
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Сроки начала и окончания учебных
периодов
1
год
01.09.2023-27.10.2023
обучения (11.09.2023-27.10.2023)
2,3
и
01.09.2023-27.10.2023
более
(11.09.2023-27.10.2023)
года
обучения
06.11.2023-30.12.2023
(для всех годов обучения)
1
год
09.01.2024-23.03.2024
обучения
2,3
и
более
09.01.2024-23.03.2024
года
обучения
1
год 03.04.2024 – 25.05.2024
обучения (03.04.2024-02.06.2024)
2,3
и
более
03.04.2024 – 25.05.2024
года
обучения
Количество
учебных недель
(учебных дней
по плану)
Количество
праздничных
дней
Корректировк
а КТП
(праздничные
дни)*
8 недель
8 недель
7 недель
10 недель
10 недель
9 недель
9 недель
2 дня:
23.02.2024
08.03.2024
23.02.2024
08.03.2024
2 дня:
01.05.2024
09.05.202410.05.2024
01.05.2024
09.05.2024
*Организация (в случае необходимости) корректировки КТП за счёт объединения или
уплотнения тем занятий, выпавших за праздничные дни, осуществляется педагогом,
18
реализующим дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу, с
учётом содержания программы и по согласованию с методистом учебного года.
2.2. Продолжительность каникул в течение учебного года:
Каникулы
Осенние
Зимние
Весенние
Дата начала каникул
28 октября 2023года
01 января 2024 года
25 марта 2024 года
Итого календарных дней
Дата окончания каникул
05 ноября 2023 года
08 января 2024 года
02 апреля 2024 года
Количество
календарных дней
9 дней
8 дней
9 дней
26
4. Материально-техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание общеразвивающих
дополнительных программ, предполагают наличие специального учебного кабинета
музыки, кабинета технологии, спортивного зала. Кроме того, необходимы спортивные
снаряды и оборудование, шахматы, микрофоны, компьютер, мультимедийный проектор.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений,
индивидуальных карточек, игр, текстов, заданий, лото, кроссвордов, спортивных
нормативов. Дидактические материалы содержатся в рабочих программах педагогов
дополнительного образования.
Для занятий по программам нужны следующие средства и материалы: простые
карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, аудио- и видеозаписи, тексты художественных
произведений, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные
произведения, альбомы, лекала, таблицы, плакаты, видеофильмы.
19
Список литературы
1. В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В. В. Усанов Система дополнительного
образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3.
2. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Дополнительное образование детей:
- М.: 2002.
3. О.Е. Лебедев Дополнительное образование детей. - М. 2000.
4. И.Н. Иваненко Насущные проблемы развития системы дополнительного
образования детей //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23. festival.1
september.ru.
5. Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова Дополнительное образование в современной школе /
М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
6. Д.В.
Григорьев,
П.В.
Степанов. Внеурочная деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
7. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
8.
Н.А.
Салык.
Требования
к
организации
http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
20
внеурочной
деятельности.